воскресенье, 19 января 2014 г.

Ростелеком, бизнес 90-ых


Мне всегда нравился телекоммуникационный рынок Ярославля, даже с учетом нашей действительности, тем, что в нём достаточно большая конкуренция, компании борются за клиента, хотя это борьба далеко не всегда ведется честными и порядочными методами. Специалистам известно о порче кабелей и оборудования конкурентов, особенности продажи провайдеров по-ярославски и прочие истории. Некоторые крупные провайдеры используют свои магистральные каналы связи, более мелкие компании получают каналы у нескольких крупных, кто-то ориентируется на корпоративных клиентов, кто-то на частных клиентов в многоквартирных домах. Компании, которые не предоставляют услуги связи иногда самостоятельно прокладывают линии связи для своих нужд.

С точки зрения закона то, что сейчас делает Ростелеком, точнее начал делать в конце октября, совершенно законно, но все остальное не укладывается во фразу "долгосрочные партнерские отношения".

Ситуация, которая сложилась в конце 2013г. касается только промежуточного звена между провайдером и клиентом, а именно трасс прокладки кабелей связи. Справедливости ради, стоит сказать, что эта ситуация коснулась не только провайдеров, но также компании, которые использовали кабельную канализацию  для прокладки своих линий связи. В Ярославле всего две компании, у которых есть кабельные канализации - Ростелеком (безусловный монополист) и РЦС-1 (связисты РЖД), которая работает исключительно по тарифам Ростелекома на основании приказа дирекции связи РЖД. В городских условиях возможны следующие варианты прокладки трасс:
  1. Аренда существующей кабельной канализации. 
  2. Опоры линий электропередач, уличного освещения или наземного электротранспорта.
  3. Прокладка по воздуху между зданиями.
  4. Прокладка в грунте или строительство своей кабельной канализации (наиболее нереализуемый из методов ввиду огромного количества согласований и дороговизны)

    уведомление партнеров
    У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки, но тем не менее они существуют параллельно и по мере необходимости пользуются тем, который более выгоден для каждой компании. В октябре 2013г. Ростелеком уведомляет своих клиентов, что с 1 января 2014г. делает одинаковыми цены на 1 м. кабеля клиента, находящегося в его кабельной канализации. Новая цена - 6р./метр. Для сравнения медный кабель до 20мм. стоил 1.8р, ВОК - 4р., т.е. приказом из Москвы цена на эти непрофильные услуги выросла от 50 до 300%.  Почти в пределах инфляции... Это при том, что они и так особо не пускали в свои колодцы конкурентов, но зато заключали договоры с прочими компаниями. Для большинства компаний, которые пользовались данной услугой, затраты выросли в 1.5 раза.

    Некоторые провайдеры предлагали Ростелекому провести встречу, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, но получили лишь письмо, содержание которого не составило труда угадать.

    Если кратко сформулировать ответы Ростелекома на письма клиентов, то это звучит, что это наша непрофильная деятельность и тарифы на неё мы устанавливаем самостоятельно. Захотели и подняли цены в 1.5, а если вас это не устраивает, то вы можете воспользоваться другими путями прокладки кабелей связи. Я соглашусь с тем, что Ростелеком может самостоятельно устанавливать тарифы, если бы не одно но, которое невозможно на рынке нормальной конкуренции. Когда у клиента лежат километры оптики в колодцах, причем лежат официально, за них клиент платит деньги, скорее всего на будущий год заложили в бюджет какое-то повышение из-за инфляции, и тут за 2 месяца до нового года им сообщают, что цена повысится не на 6-8%, а на все 50% и что если вам не нравится, то вы можете переложить кабель по альтернативным путям. А это затраты на демонтаж старых трасс, согласование и заключение договоров на новые трассы, их строительство, переговоры с своими клиентами (а они будут явно недовольны, т.к. это перерывы связи и прочие неудобства). Можно назвать это шоком, можно еще как-то, но для меня Ростелеком стала компанией которую нельзя назвать надежным партнером. Этот "партнер", используя монополистическое положение в определенном сегменте просто действует совершенно нерыночными методами. Это попытка решить свои проблемы ни за счет привлечения новых клиентов и расширения услуг для старых клиентов, а за счет увеличения расходов и оттока клиентов своих конкурентов, только это достигается не за счет новых конкурентных преимуществ, а за счет монополистического положения.

    Учитывая на какое увеличение затрат "попадают" партнеры Ростелекома, такое повышение цен нужно было озвучивать как минимум за 1 год, чтобы была реальная возможность построить новые трассы или достигнуть компромисса в ценовом вопросе аренды.

    Какие выводы можно сделать из этой ситуации - кто пользуется услугами Ростелекома и самое интересное, кто оказывает какие-либо им услуги. Считаю нужно серьезно задуматься и начать сокращать объем их потребления, это может быть фиксированная связь, интернет и другие услуги связи, посмотрите, может это вас заставит задуматься над альтернативными вариантами получения необходимых услуг. Считаю стоит пересмотреть договоры на оказание услуг Ростелекому и постараться через них возместить свои затраты. Нужно осадить зарвавшегося оператора связи, а лучший способ - это денежный способ, пусть они будут зарабатывать все меньше и меньше, и, возможно, это заставит их вести честный бизнес.
    "Ответственный подход к бизнесу в понимании «Ростелекома» – это открытость и честность перед клиентами, партнёрами и инвесторами" (источник)
    PS: в данной заметке я не касался того, что конкурент Ростелекома по наличию кабельной канализации - РЦС-1 устанавливают цены один в один. Позже буду разбираться на основании каких документов это происходит. Конечно я погорячился, назвав РЦС-1 конкурентом Ростелекома, ведь масштабы несопоставимы, но у связистов РЖД есть своя кабельная канализация, ценообразование на содержание которой странным образом совпадает с Ростелекомом.

    4 комментария:

    1. Здесь: https://www.facebook.com/rugnom/posts/578928372192301?stream_ref=10
      можно и другие ответы Светланы почитать

      ОтветитьУдалить
    2. Одно радует, раз хоть как-то ответили, значит дошел сигнал.

      ОтветитьУдалить